Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к
оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, МП по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу- с педагогикой и шире- с психологией.
Подобно общей педагогике, МП не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно- педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера МП как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин -например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление». Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они
зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты.
Ведущей деятельностью музейного педагога выступает приобщение человека к музейным ценностям, интегрирующее такие разнообразные действия как ознакомление, рассказ, показ, и т. д. Приобщение — качественная характеристика диалогического метода, приоритетного для музейно-педагогического процесса. Второй структурный компонент предложенного определения, ценности музейного пространства, обладает широким спектром значений, в который включены сами музейные памятники, научная логика и эстетика экспозиции, эмоционально-духовная атмосфера музея и исторически сложившиеся особенности музейной культуры посетителя, и многое другое. Приобщение к ценностям музейной среды основано на способности участников музейно-педагогического процесса «выбрать в музейной среде такие доминанты, которые развертываются в духовное пространство личности». Сам же переход от внешнего к внутреннему совершается в том случае, если человек переживает его как свое собственное событие. Понятие события стало особенно актуальным в современных междисциплинарных человековедческих исследованиях, что, скорее всего, связано с усталостью гуманитарной мысли от стертого, бескрайне-равнинного ценностного ландшафта постмодернистской картины мира и с потребностью в таких прорывах «информационной паутины», которые бы поддержали стремление человека к обретению смысла жизни и творческой самореализации. «Событие» характеризует локальное структурирование бытия в сжатые промежутки времени — в данный момент, здесь и сейчас. События образуют ткань реального пространства-времени, постоянно разрывая его непрерывность… Событие — не просто место, занимаемое в течение бытия, а совершение самого бытия, его фрагмент или эпизод".
Ориентация на внутренне-личностную событийность музейно-педагогического процесса требует обновления методики образовательной деятельности музея в контексте таких гуманитарно-научных представлений, как «культура и взрыв» (Ю. М. Лотман), «поступающее сознание» (М. М. Бахтин) и других. Музейная педагогика, отказавшись от знаниевых приоритетов музейного просветительства в пользу личностно-развивающего общения на экспозиции, тем не менее, еще не освободилась от выработанного на просветительском этапе представления о равномерно ускоренном изменении внутреннего мира человека в ходе музейной коммуникации. В практике работы музейных сотрудников в настоящее время намечаются контуры пространственно детерминированной и личностно ориентированной методики образовательной деятельности, которая создает условия для того, чтобы музейный зритель испытал «вершинное переживание» (А. Маслоу), почувствовал и отрефлексировал экзистенциальный смысл своего пребывания в музее. Это состояние означает «переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием»; и, испытывая его, мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним". Именно «вершинное переживание» в музейной среде и его последующее осмысление человеком и становится событием во внутреннем мире личности. Событие во внутреннем мире человека, свершающееся в ходе музейно-педагогического процесса — фактор развития данной личности (согласимся с афористическим утверждением: «акт развития и событие — синонимы»).